Логойский источник во имя Святителя Николая Чудотворца

Источник, известный с древних времен, берет начало в низине холма, вытекая из-под храма Святителя Николая Чудотворца, построенного 140 лет назад. Сюда приезжают люди, страдающие различными недугами. Они получают духовную помощь и поддержку. Даже в крещенские морозы желающие окунуться в купальне стояли в очереди 2–3 часа…

Дивный Логойск

Логойск – один из самых древних городов Беларуси. Он возник в IX веке на живописном берегу р. Гайна, за 40 км. от Менска.

Название свое город получил от слова «лог», «лагчына» и старобелорусского слова «гожы», «прыгожы». Со всех сторон Логойск окружен мощными возвышениями, поэтому въезжая в город, обязательно спускаешься с горки вниз, в долину. Это связано с тем, что, как утверждают ученые, Логойск находится на месте единственного в Беларуси метеоритного кратера.

Впервые в летописи Лагожск (Логожеск) упоминается в 1078 году в «Поучении» Владимира Мономаха при описании его похода на полоцкого князя Всеслава. Однако археологические раскопки, проведенные в 1966 году сотрудниками Академии Наук Беларуси  свидетельствуют, что первоначально Логойск возник в X веке.

Центром древнего Логойска считается Замковая гора, или Замчище. Это историческое место сохранилось до наших дней. Когда-то на этом месте стоял величественный замок, на то время хорошо устроенная крепость.

Святыни Логойска

В давние времена в Логойске было несколько святых мест.

Как свидетельствуют исторические данные, самым древним культовым сооружением на Логойщине является Свято-Никольская церковь, построенная в XII-XIII веках в имении Загородье, на так называемой земле «Церковище», впоследствии сожжена татарами. По утверждениям историка Теодора Норбута, при Свято-Никольской церкви в 1387 году на месте разрушенного замка был основан православный монастырь Иоанна Предтечи.

Неизвестно как долго просуществовал в Логойске Свято-Предтеченский монастырь. Во второй половине ХV века польский король Казимир Ягеллончик отдал город князьям Чарторыйским. В 1505 году в результате нападения перекопских татар Логойск был разрушен; вместе с ним враг разорил замковую Богоявленскую церковь. Монастырь в это время уже не упоминается…

Кроме церкви Богоявления здесь к началу XVI столетия существовала еще Пречистенская церковь, стоявшая на возвышенности над речкой и являвшаяся приписной к замковой. С древнейших времен вокруг нее располагалось кладбище. В отличие от Богоявленской, она не пострадала от татар. Поэтому после разрушения замкового храма богослужения продолжились в ней. С 1532 года владельцем Логойска стал воевода подляшский Василий Тышкевич. Его стараниями прежняя Богоявленская церковь была восстановлена. Он же основал при ней одноименный монастырь, около ста лет действовавший в Логойске.

В конце 20-х годов ХVII века в Логойске случился пожар и замковая Богоявленская церковь, а вместе с ней и монастырь, сгорели. Его не стали восстанавливать на прежнем месте, в 1631 году перенеся в фольварок Селец, расположенный в 9-ти верстах от Логойска. Фундатором нового монастыря был Юрий Тышкевич со своей женой Марией Унеховской. Монастырь назвали во имя Воскресения Господня.

После смерти Юрия Тышкевича, его потомки изменили Православию, уния получила распространение в Логойске.

Не исключено, что с середины ХVII века за православными на Логойщине остался один лишь Воскресенский монастырь в Сельце, хотя неясно, кому принадлежала старая Пречистенская церковь, и, возможно, уже действовавшие в то время церкви: Св. Юрия и Преображения Господня.

До 1751 года Воскресенский монастырь (позднее названный Свято Петро-Павловским) являлся православным, после чего был отнят бискупом Жмудским Антонием Тышкевичем и отдан базилианам, для которых в 1752 году в Логойске тот же бискуп восстановил былую Богоявленскую церковь, и при ней основал униатский монастырь. Несколько позже, в 1763 году граф Станислав Тышкевич выкупил у православных монахов фольварок Селец за 20000 злотых и передал его в собственность базилиан . Так на Логойщине перестал существовать последний оплот древнего православия…

Во второй половине ХVШ века, помимо монастырского храма, в Логойске насчитывалось еще четыре церкви: Пречистенская, Свято-Юрьевская, Спасо-Преображенская и Свято-Никольская.

В «Визите» 1806 года упомянуты 2 приписные церковки Николаевского униацкого благочиния: в д. Рудня Свято-Георгиевская и в д. Хатынь в честь Рождества Божией Матери .

В 1834 года власти закрыли Логойский базилианский монастырь, а Богоявленскую церковь сделали приходской. Она действовала как самостоятельная до 1841 года, а затем на непродолжительное время была приписана к Свято-Никольскому храму. Служивший в нем протоиерей Константин Шишко, с ликвидацией в 1839 году унии, вместе со своей паствой принял Православие. С 1848 года, после того, как храм Богоявления Господня отремонтировали, Свято-Никольской церкви придали статус приписной. К середине XIX века, наряду с Пречистенской и Спасо-Преображенской церквями, она крайне обветшала. Чтобы не тратить на их ремонт несоразмерно больших средств решили, вместо них решили возвести в Логойске один каменный храм .

1 мая 1860 г. во время знакомства с приходами Борисовского уезда Логойские церкви посетил Высокопреосвященный Архиепископ Минский и Бобруйский Михаил (Голубович).

Новую церковь построили на возвышенном месте на правом берегу р. Гайна и освятили именем Святителя Николая Чудотворца в 1866 году.

В «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» дается следующая характеристика новоустроенной церкви:

«Зданием каменная, устроена продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на середине здания и колокольнею во фронтонной части… Внутренняя вместительность приспособлена на 700 человек… Иконостас покрашен в светло-голубой цвет с золочеными карнизами и рамами, состоит из 20 икон, расположенных в два ряда. Кроме сего имеется местночтимая икона Божьеи Матери, величиною в полтора аршина, украшенная серебряным окладом… К ценным утварным вещам относятся два серебряных прибора литургийных сосудов… В колокольне помещается пять колоколов: один в 10 пудов, другой в 6 пудов и три колокола весом каждый около З6 фунтов» .

Икона Логойской Божией Матери “Знамение”

Замечательное событие в жизни Свято-Николаевской церкви произошло в 1907 году. Тогда в храм была возвращена, еще недавно считавшаяся утерянной, древняя икона Логойской Божией Матери, почитавшаяся здешними жителями как чудотворная. До этого она находилась в коллекции известного собирателя древностей Г. Х. Татура. 8 сентября 1907 года состоялся многотысячный крестный ход, и икона была торжественно перенесена из Минска в Логойск.

В брошюре, изданной братством Виленского Свято-Духова монастыря, об иконе говорится:

«… писана по доске, на золотом фоне, с древним растительным орнаментом чеканной работы. По типу более всего приближается к Знаменской Курской иконе и отличается от нее только тем, что Богомладенец благословляет не одною рукою, как на Курской, а обеими. Живопись иконы несомненно местная западнорусская . Спаситель изображен не в хитоне, как это принято, а в белой младенческой рубашке, с застежкой — ленточкой на вороту. В облачении Пресвятой Девы нет обычных нарукавников. На илитоне спереди звезда из мелких кружков, такая же звезда и на фелони, что встречается очень редко… Солнце, среди которого обыкновенно изображается Спаситель на иконах этого тина, на логоиской иконе изображено в виде белого круга с 26 лучами. Лучами же вместо нимба окружена и глава Богородицы. На главе Богородицы корона. Надписи на иконе обычные, греческие. Икона подверглась довольно грубой реставрации, причем нарушено изящество древней живописи. Судя по краскам и технике реставрация произведена, вероятно, в XVII веке».

Считалось, что эта икона являлась давним осколком древнего православия на логойщине. С распространением униатства, она перешла к новым владельцам, и еще в начале XIX столетия хранилась в Богоявленском базилианском монастыре. Затем оказалась в коллекции местных любителей старины графов Тышкевичей, и от них уже была приобретена вышеупомянутым Г.Татуром.

Чудотворный образ иконы Божией Матери “Знамение” исчез в период 1930-1940 годов.

В приделе храма во имя Преподобного Симеона Нового Богослова находится список с иконы, написанный в 80-е годы ХХ столетия с дореволюционной фотографии иконописцами, осуществлявшими роспись храма.

В 2000 году группой иконописцев (во главе с Павлом Жаровым) сделана копия иконы Божией Матери в византийском стиле.

Празднование в честь Иконы Божией Матери, именуемой “Знамение” Логойская, православной церковью совершается ежегодно 10 декабря по новому стилю.

Логойск после 1917 года

Трагические будни в истории Логойска наступили с началом 1917 года. Около десятилетия храм еще действовал и в нем продолжал пастырское служение о. Василий Вержбелович. В  20-х годах его арестовали и сослали в лагеря, из которых он освободился только перед самым началом войны. Свято-Никольский храм закрыли и разместили в нем склад для хранения зерна.

В 1941 году верующие открыли свои храм и с тех пор богослужения не прекращались в нем уже никогда. В Логойск вновь возвратился о. Василий (умер протоиерей Василий Вержболович в 1952 году). Его сменил новый настоятель отец Дмитрий Хмель, сразу же занявшийся ремонтом церкви. После о. Димитрия в местечке служил протоиерей Владимир Башкиров. Ныне Логойский приход окормляет отец Владимир Зимницкий.

Свято-Никольский храм разделен на две части: меньшая представляет собою зимнюю (теплую) церковь; большая, — летнюю. Из давних приписных сохранилась всего лишь одна церковка в д. Селец, находящаяся в крайне плачевном состоянии. Так же в     местном доме-интернате для пожилых людей, настоятелем протоиереем Владимиром Зимницким была устроена небольшая часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.

Важную часть живописного ландшафтно-архитектурного ансамбля исторического центра Логойска представляет собой «Логойская криница (источник)», которая находилась у основания правого берега р. Гайна, под оградой Свято-Никольской церкви.

Логойский источник является гидрологическим памятником природы местного значения. В 1999 году она была благоустроена и в 2000 освящена Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом.